You are not logged in.
- Topics: Active | Unanswered
Announcement
Please create new topics on the new site at community.openstreetmap.org. We expect the migration of data will take a few weeks, you can follow its progress here.***
#26 2014-11-26 06:20:08
- LLlypuk82
- Member
- Registered: 2012-12-23
- Posts: 2,512
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Развёрнуто можно назвать тему «Ознакомление с проектом OSM + (потенциально) привлечение в него + (факультативно) обучение работе с базовыми инструментами»
А то, уж, люди предлагают учредить «Академию ГИС» на добровольных началах Или, по меньшей мере - лекторий по теме с многочасовой образовательной программой. И вот этот «подход» к вопросу - смешон.
А задуманное ребятами из Пскова - великолепная инициатива и всё у них должно получиться.
Offline
#27 2014-11-26 08:07:25
- guanchzhou
- Member
- From: St Petersburg, Russia
- Registered: 2012-04-23
- Posts: 263
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
На каком-то из первых занятий, я считаю, нужно провести ознакомление в картографией вообще. Ну то есть мы все, конечно, на уроках географии и истории с картами знакомились, но это все было в 5-6 классах.
Так вот, надо рассказать:
1. Краткие факты о происхождении картографии, для чего она была нужна (как бы банально это не звучало) в стародавние (совсем древние) времена, показать примеры древних карт (http://gallerix.ru/storeroom/3999782/)
2. Перейти к проекциям, для чего они нужны, почему они вообще есть разные, показать наглядно (где-то видел картинки такие, надо будет найти) как карта "натягивается" на глобус и наобоот. Меркатор, вот это все.
3. Подойти еще поближе к современности, показав на примерах как карты развивались в веках, уточнялись и улучшались. Показать это на картах конкретной местности где проходит обучение.
4. Аэрофотосьемка, генштаб, карты прикладных применений (топо, гео, т.д.), спутниковое картографирование (дистанционное зондирование Земли), т.е. перейти к современных применениям карт вообще.
5. Исходя из предыдущего пункта, рассказать как карты помогают обычным людям жить: карты города и дорог, схемы движения транспорта на них, отображение географических особенностей на них (для роутинга например), применение карт в навигаторах, для планирования поездок. Рассказать о появлении карт Google, Google Earth, когда появились карты Яндекса, Бинга, другие какие-нибудь, рассказать об их основных целях (доступном функционале) на момент появления, рассказать о минусах (плохое покрытие, неточность, периодичность обновления).
6. Переходим к тому что люди осознали необходимость наличия инструментов для получения более актуальных и часто обновляемых карт, необходимость обратной связи с провайдерами картографических сервисов (для исправления ошибок и добавления новых объектов) - появление wikimapia, google map maker, народной карты, openstreetmap. Рассказать об особенностях всех этих сервисов, их различиях и общих элементах/подходах, их отношении к данным (открытые/закрытые/свободные).
7. Наконец, рассказать как и чем ученики смогут помочь себе и всем остальным если будут участвовать в картографических проектах. Показать как развивались НЯК и ОСМ силами коммьюнити : как графически (красивые картинки разных стилей, сравнение нарисованного пять лет назад и сейчас) так и функционально (валидаторы, рутинговые сервисы, что-нибудь про программный код и анализ bigdata). Рассказать про сервисы использующие ОСМ (википедия, форсквер, мапс.ми, еще какие-нибудь).
Вот такие у меня есть мысли.
Offline
#28 2014-11-26 11:01:47
- andygol
- Moderator
- From: Дніпро
- Registered: 2009-07-31
- Posts: 1,968
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Offline
#29 2014-11-26 14:42:16
- algot
- Member
- From: Дніпро
- Registered: 2012-07-03
- Posts: 500
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Я когда учился в ДНУ на специальности "Экология и технология охраны окружающей среды" (1999-2004), то у нас был курсы "Дистанционное зондирование Земли" и "Обработка спутниковых снимков".
Ничего вменяемого нам там не рассказывали, но ArcGIS изучали.
Через время я и забыл, что у меня были такие предметы и где-то через пару лет активного участия в ОСМ я вспомнил, что когда-то что-то похожее изучал
Last edited by algot (2014-11-26 14:42:55)
Offline
#30 2014-12-03 14:53:32
- petrovnn
- Member
- From: Псков
- Registered: 2014-04-04
- Posts: 267
Re: Обучение школьников/студентов OSM
готовлю к печати карту района вокруг школы, и возникла одна проблема.
всего из-за пары улиц размер карты может увеличиться практически до размера самого города, из-за чего карта станет не очень детальной:
вот думаю обрезать Белый мох и поклонную горку (внизу) чтобы основные объекты были детальнее
Offline
#31 2014-12-03 15:02:34
- Zverik
- Moderator
- From: Tallinn
- Registered: 2010-10-14
- Posts: 5,695
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
На печати видно больше деталей, чем на скриншоте, обычно. Почему не veloroad? Там не так цветасто, зато понятнее и подписей больше. Вообще, предложил бы одну и ту же карту в 4-5 вариантах распечатать.
Распределение маркеров очень хорошо ляжет на А4 (или А3) в портретной ориентации.
Last edited by Zverik (2014-12-03 15:06:30)
Offline
#32 2014-12-03 15:28:16
- petrovnn
- Member
- From: Псков
- Registered: 2014-04-04
- Posts: 267
Re: Обучение школьников/студентов OSM
ничего не имею против велороад, однако это ведь утилитарный стиль, созданный для выполнения определенной задачи. Основная причина - на велороаде слишком мало деталей (заборы, болота, трава, аэропорт. у них рядом болото - они все его знают, некоторые рядом проходят, над школой пролетают самолеты из аэропорта, а на велороаде его как-бы нет), нет подписей улиц, зум я вижу только 15, в то время как я печатаю А2 обычно на 16 зуме (можно попробовать и 17). А чем больше деталей тем интереснее (и дольше) можно рассматривать карту, которая висит на стене; меньше деталей - легче по ней ориентироваться на улице.
маркеров в распечатке не будет, я их поставил только чтобы понять территорию, которая их интересует
Offline
#33 2014-12-03 17:39:22
- petrovnn
- Member
- From: Псков
- Registered: 2014-04-04
- Posts: 267
Re: Обучение школьников/студентов OSM
сделал карту. Не все улицы конечно влезли, но 80% их улиц я покрыл.
не ударжался, и все-таки сломал ориентацию север-юг
Offline
#34 2014-12-04 06:38:02
- wowik
- Member
- From: Zelenograd
- Registered: 2009-09-29
- Posts: 9,368
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Какой-то железнодорожный город
Offline
#35 2014-12-04 07:45:32
- dkiselev
- Member
- Registered: 2010-02-09
- Posts: 3,364
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Залип разглядывая тропинки.
mail: dkiselev@osm.me skype: dmitry.v.kiselev
Open Street Maps are supreme! Exterminate all map forms! Exterminate! Exterminate!
Offline
#36 2014-12-04 08:12:04
- dair
- Member
- From: Ленинградская область
- Registered: 2013-07-11
- Posts: 1,090
Re: Обучение школьников/студентов OSM
не ударжался, и все-таки сломал ориентацию север-юг
Надписи, не параллельные одному из краев листа, смотрятся в результате несколько странно.
Их тоже надо было поворачивать.
Offline
#37 2014-12-04 08:46:05
- wowik
- Member
- From: Zelenograd
- Registered: 2009-09-29
- Posts: 9,368
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Надписи, не параллельные одному из краев листа
Горизонт завален
Offline
#38 2014-12-04 12:05:05
- suslikk
- Member
- From: Voronezh
- Registered: 2010-03-03
- Posts: 837
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Горизонт завален
Посмешили, горизонта на картах и не видно же )))
Last edited by suslikk (2014-12-04 12:05:30)
Offline
#39 2014-12-09 18:03:41
- freeExec
- Moderator
- From: Ульяновск,Модератор всех слоёв
- Registered: 2012-07-31
- Posts: 8,540
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Про результат будет отчёт?
Offline
#40 2014-12-11 07:05:26
- NetWormKido
- Member
- From: Chapaevsk@63RUS
- Registered: 2011-11-22
- Posts: 1,003
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Про результат
В Псковской обл. за последние 7 дней пользователей не прибавилось.
Offline
#41 2014-12-11 09:15:13
- BushmanK
- Member
- Registered: 2011-05-03
- Posts: 5,106
Re: Обучение школьников/студентов OSM
сделал карту. Не все улицы конечно влезли, но 80% их улиц я покрыл.
не ударжался, и все-таки сломал ориентацию север-юг
PNG, товарищи, придуман специально для схематических изображений.
"Не умею" не значит "невозможно", "не видел" не значит "не бывает". "Нет проблемы", вероятнее всего, значит, что "нет мозгов".
Offline
#42 2014-12-11 13:13:11
- petrovnn
- Member
- From: Псков
- Registered: 2014-04-04
- Posts: 267
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Про результат будет отчёт?
отчет конечно будет, последние несколько дней навалилось много дел, поэтому еще не успел сделать
В Псковской обл. за последние 7 дней пользователей не прибавилось.
я не удивлен и не расстроен. Наша работа - реализация долгосрочной стратегии, цель которой интегрировать обучение OSM в систему образования (пока не знаю как это возможно и возможно-ли), что в свою очередь позволит создать по-настоящему впечатляющую карту Пскова, по своей детализации, точности и полноте недосягаемую для гугла, яндекса, генштаба и т.д.
Яркие пафосные разовые ивенты, широко освещаемые в местных СМИ и интернете тоже нужны, но пока такой своего рода «маркетинг» мы не преследуем как цель в силу ряда причин.
petrovnn wrote:PNG, товарищи, придуман специально для схематических изображений.
не люблю занудствовать, но придется немного
не проблема выложить PNG, проблема в том что он долго грузится. В то время как JPG у меня прогрессивный, что в свою очередь означает что изображение делится на три слоя, каждый из который содержит разную детализацию (разрешение).
Первый слой (самый грубый) у меня грузится за 2 секунды, в то время как PNG - 28 секунд (замерил). При том, что JPG у меня 100% качества - на глаз заметить артефакты сжатия мне не удалось.
Для печати, конечно-же используется PNG, использующий сжатие без потерь, для веб-просмотра JPG.
Итого, для этого файла:
JPG качество 100% progressive 3 шага - 11мб
PNG со сжатием - 13мб
PNG без сжатия - 101мб
а вот собственно и PNG: http://bestmaps.ru/img/osm/kresty_17_3.png
(не знаю как там у вас в Мск, но у меня во Пскове инет 2мб/с)
Аргумент вроде "у всех нормальных людей должен быть нормальный инет" не принимается как минимум потому что согласно статистике в России уже более половины юзеров - мобильные,
а на мобильных устройствах часто трафик имеет значение: прогрессивный JPG позволяет понять что в картинке не дожидаясь загрузки (и остановить ее, если трафик дорогой).
Но и для десктопа быстрый просмотр, это как минимум "хороший тон"
(прошу прощения за оффтоп, но про PNG говорят не первый раз, поэтому решил пояснить)
Возвращаясь к теме.
В январе будем проводить еще одно занятие информатики (усовершенствованное) уже с другим классом (на этот раз с 9-м). Еще есть идея подключить учителя географии и провести урок про ОСМ с уже географическим уклоном. Можно будет упомянуть проекции, спутниковые снимки и другие темы (окончательной договоренности с учителем пока нет, но первоначально она не против). Далее, если уроки в школе пройдут успешно и мы нащупаем как сделать занятие интересным и полезным - можно двинуться в университет, к примеру в географический факультет. Договориться с университетскими преподавателями думаю будет не проблема, т.к. Александр в нем работает преподавателем
Что касается видео с прошедшего урока, пришло понимание что видео должно быть два:
1. видео говорящее что "прошел ивент", длинной 2-3 минуты.
2. видео, содержащее всю лекцию Александра (около 20 минут)
Собственно, монтаж видео и есть самая длительная и трудоемкая работа в подготовке отчета, чем я сейчас и занимаюсь.
Offline
#43 2014-12-11 13:31:14
- Sergey Astakhov
- Member
- From: St.Petersburg, Russia
- Registered: 2009-11-13
- Posts: 5,816
Re: Обучение школьников/студентов OSM
не проблема выложить PNG, проблема в том что он долго грузится. В то время как JPG у меня прогрессивный, что в свою очередь означает что изображение делится на три слоя, каждый из который содержит разную детализацию (разрешение).
У png можно включить interlacing
Offline
#44 2014-12-11 14:42:21
- petrovnn
- Member
- From: Псков
- Registered: 2014-04-04
- Posts: 267
Re: Обучение школьников/студентов OSM
petrovnn wrote:не проблема выложить PNG, проблема в том что он долго грузится. В то время как JPG у меня прогрессивный, что в свою очередь означает что изображение делится на три слоя, каждый из который содержит разную детализацию (разрешение).
У png можно включить interlacing
этот неловкий момент
да, оно работает так-же как progressive JPG (не знал про такую возможность).
Тогда моя работа упрощается: могу делать только один файл для печати и его-же выкладывать для просмотра
Offline
#45 2014-12-15 19:15:07
- petrovnn
- Member
- From: Псков
- Registered: 2014-04-04
- Posts: 267
Re: Обучение школьников/студентов OSM
наконец смонтировал видео
http://www.youtube.com/watch?v=rRHW5qA7GyM
(мои извинения за дрожание и звук, в следующий раз постараюсь снять лучше)
далее копипаста из сообщения вконтакте:
______________________________________________________________________________
Чуть больше недели назад я и Александр Матрунич провели урок информатики для десятого класса в школе №13 г. Пскова.
Урок состоял из двух частей: теоретическая (записана на видео) и практическая. В практической части мы рисовали домики некоторых учеников и дома вокруг школы. Настроить JOSM удалось только на одном компьютере (учительском, на котором нет фильтрации трафика). Поставить программы с OSM удалось тоже далеко не на всех телефонах (чаще всего у них забита вся память).
В плане урока было несколько изъянов и недоработок, которые мы учли при составлении плана 2.0 для уже 9-го класса. Второй урок планируем провести в январе, если все получится в нем примет участие Илья Зверев.
Мне показалось, что основной упор в таком уроке нужно сделать на практическую часть. Заранее подготовиться: поставить JOSM, завести аккаунт один на весь класс, и провести практическую часть без сучка и задоринки (а тем у кого есть емейл, можно сделать отдельный аккаунт прямо на уроке).
Полевой сбор данных тоже нужен, но тема эта скорее не для урока информатики, и чтобы выходить в поле сначала нужно объяснить для чего, зачем, почему именно OSM и тд. То есть без урока диванной картографии в самом начале - не обойтись.
Для администрации школы я напечатал красивую карту района (на фото Александр ее держит), которую мы торжественно вручили после урока учителям, которые нам помогали в подготовке урока.
Итого, что у нас есть:
Сайт школы
http://sc13.ru/
Выпуск радио OSM с моим рассказом про этот урок
http://radio.osmz.ru/all/11-dekabrya-shkolniki/
Улучшенная версия плана урока, учитывающая все недоработки
https://docs.google.com/document/d/14YG … 20vNQ/edit
Старый документ, созданный для подготовки урока
https://docs.google.com/document/d/1GOn … -EKJY/edit
Страница, которую я сделал для урока со списком основных программ для мобильников
http://bestmaps.ru/osm
___________________________________
готовимся ко второму уроку
Last edited by petrovnn (2014-12-15 19:18:43)
Offline
#47 2015-01-21 14:13:12
- suslikk
- Member
- From: Voronezh
- Registered: 2010-03-03
- Posts: 837
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Очень классная тема! Сам бывший преподаватель, вот сижу и смотрю видео с урока. Продолжайте в том же духе!!!
Offline
#48 2015-01-22 05:33:58
- NetWormKido
- Member
- From: Chapaevsk@63RUS
- Registered: 2011-11-22
- Posts: 1,003
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Ну что, в понедельник в 8:30 — очередной урок. Для девятиклассников, в той же школе. На этот раз со мной в качестве учителя.
По возможности запишите на видео весь урок. С учителем им конечно подфартило
Offline
#49 2015-01-29 10:50:44
- Zverik
- Moderator
- From: Tallinn
- Registered: 2010-10-14
- Posts: 5,695
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Написал про урок, не стал дожидаться видеоролика или свободного времени на доводку плана урока: http://shtosm.ru/all/snova-v-shkolu/
Исправленный план и видеозапись добавим в заметку в течение недели.
Offline
#50 2015-01-29 10:57:28
- Muz1kand
- Member
- From: Псков
- Registered: 2014-02-05
- Posts: 36
- Website
Re: Обучение школьников/студентов OSM
Илья, ты пишешь шикарные тексты
Offline