На каком-то из первых занятий, я считаю, нужно провести ознакомление в картографией вообще. Ну то есть мы все, конечно, на уроках географии и истории с картами знакомились, но это все было в 5-6 классах.
Так вот, надо рассказать:
- Краткие факты о происхождении картографии, для чего она была нужна (как бы банально это не звучало) в стародавние (совсем древние) времена, показать примеры древних карт (http://gallerix.ru/storeroom/3999782/)
- Перейти к проекциям, для чего они нужны, почему они вообще есть разные, показать наглядно (где-то видел картинки такие, надо будет найти) как карта “натягивается” на глобус и наобоот. Меркатор, вот это все.
- Подойти еще поближе к современности, показав на примерах как карты развивались в веках, уточнялись и улучшались. Показать это на картах конкретной местности где проходит обучение.
- Аэрофотосьемка, генштаб, карты прикладных применений (топо, гео, т.д.), спутниковое картографирование (дистанционное зондирование Земли), т.е. перейти к современных применениям карт вообще.
- Исходя из предыдущего пункта, рассказать как карты помогают обычным людям жить: карты города и дорог, схемы движения транспорта на них, отображение географических особенностей на них (для роутинга например), применение карт в навигаторах, для планирования поездок. Рассказать о появлении карт Google, Google Earth, когда появились карты Яндекса, Бинга, другие какие-нибудь, рассказать об их основных целях (доступном функционале) на момент появления, рассказать о минусах (плохое покрытие, неточность, периодичность обновления).
- Переходим к тому что люди осознали необходимость наличия инструментов для получения более актуальных и часто обновляемых карт, необходимость обратной связи с провайдерами картографических сервисов (для исправления ошибок и добавления новых объектов) - появление wikimapia, google map maker, народной карты, openstreetmap. Рассказать об особенностях всех этих сервисов, их различиях и общих элементах/подходах, их отношении к данным (открытые/закрытые/свободные).
- Наконец, рассказать как и чем ученики смогут помочь себе и всем остальным если будут участвовать в картографических проектах. Показать как развивались НЯК и ОСМ силами коммьюнити : как графически (красивые картинки разных стилей, сравнение нарисованного пять лет назад и сейчас) так и функционально (валидаторы, рутинговые сервисы, что-нибудь про программный код и анализ bigdata). Рассказать про сервисы использующие ОСМ (википедия, форсквер, мапс.ми, еще какие-нибудь).
Вот такие у меня есть мысли.