В Латвии парламент принял постановление, по которому право собственности на национализированное или иначе отчужденное после 17 июля 1940 г. имущество в установленном законом порядке может восстановить любой прежний собственник или его законный наследник независимо от его места жительства и гражданства. Постановление содержало основной принцип: вначале реституция и лишь потом приватизация. Главный акцент делался на возврат собственности в натуральной форме, а не на денежную компенсацию. Домовладения согласно закону, принятому в 1991 г., возвращались собственникам или их потомкам, если заявка была подана до конца 1994 г. Квартиросъемщикам было позволено в течение семи лет проживать в доме собственника. К тому же не позволялось выселять нанимателей без предоставления равноценной площади. Домовладения были возвращены лицам, из которых лишь 68% были гражданами Латвии, 15% проживали в США, 3% в Австралии, по 2% были гражданами Германии, Израиля и Канады.
В Литве сохранились книги учета земли, собрать доказательства было не так сложно. После представления последних районный совет по землеустройству принимал решение об одобрении реституции, а документы передавал в управление по землеустройству. Если земля оказывалась застроенной и должна была оставаться в собственности государства, то заявитель мог получить другой участок в том же районе или в другом, ближайшем к месту его проживания.
Несколько иная ситуация сложилась с возвращением собственникам домов в городах. Владельцам пришлось заключать договоры с жильцами, и здесь зачастую возникали конфликты. Бывшие хозяева или их наследники поднимали цены на аренду. Однако государством был определен потолок этих цен. В случае если владелец намерен провести капитальный ремонт здания или снести его, он должен предоставить жильцам другое жилье, то есть каждому купить квартиру.
В Польше первоначально в экономических расчетах при оценке реституции фигурировали затраты на ее проведение в размере 46 млрд. долл. Предполагалось, что поступит приблизительно 170 тыс. заявлений, стоимость затребованного имущества составит 25 млрд. долл. Польский закон определил, что возвращаться будет только 50% стоимости недвижимости, поэтому сумма составит лишь 12,5 млрд. долл., а после вычета налогов получилось 11,7 млрд. долл. Вместо денег государство решило раздать ценные бумаги, за которые можно было бы получить землю, недвижимость или акции приватизированных предприятий. Этими методами предполагалось предохранить бюджет от разорения, грозившего государству, если потомки по решению судов будут получать полную стоимость утраченного имущества. Здесь до сих пор важную роль играет и национальный фактор: имуществом в довоенной Польше владели многие немецкие граждане, и большинство поляков выступают против его возвращения.
В Чехословакии период социализма длился 41 год. Несмотря на это, сохранились кадастры, содержащие сведения о собственниках и, что особенно важно, о причинах конфискации их имущества. За точку отсчета выбрана дата установления коммунистической диктатуры — 1948 г. Решено было возвратить собственность, конфискованную коммунистическим режимом. Исключены из права на реституцию лица, являвшиеся пособниками фашистов, чье имущество было конфисковано в послевоенный период. Реституция разрешалась в ограниченный промежуток времени после вступления закона в силу: от 6 месяцев до 3 лет. Сейчас этот период завершен. Основные реституционные законы были приняты в Чехословакии, но после разделения страны продолжали действовать по обе стороны границы, т. е. и в Чехии, и в Словакии, с внесением минимальных поправок. В этих странах не подлежали возврату здания, занятые учреждениями здравоохранения, культуры, спорта и социальные (детдома и т. д.). Собственникам выплачивалась компенсация.
В Болгарии крестьяне на протяжении веков были мелкими собственниками и оставались ими в годы советской власти. В 1992 году болгары проголосовали за партию реформ. Реституция земель и городской собственности была главным приоритетом этой партии. По политическим и историческим причинам людям не нравилась идея приватизации крупных промышленных предприятий, и Болгария решила не переходить ко второй стадии приватизации. В результате они остались в руках государства.
В Германии оценка земельных участков менялась на протяжении многих лет, в конце концов было решено выплатить компенсацию, исходя из средней рыночной стоимости на 1990 г. Для производства выплат был создан фонд, в который поступали деньги из попечительского ведомства, ведомства по доверительному управлению за счет продажи госпредприятий, а также за счет возврата денег частными лицами, которые получили в свое время выплаты согласно закону о компенсации ущерба в годы войны. Выплаты составили около 1,6 млрд. немецких марок, а общая сумма фонда — приблизительно 3 млрд. Кроме того, государство ассигновало на проведение реституции 5 млрд. евро из госбюджета. В результате реституции в Германии 6 тысяч предприятий вернулись к исконным владельцам. А всего было проведено около 500 тыс. реституций.
В Румынии в связи со стремлением вступить в Евросоюз и НАТО был принят закон о возвращении прежним владельцам собственности, реквизированной коммунистическими властями после 1947 года. Президент Ион Илиеску рекомендовал местным судам принимать решения в пользу законных владельцев недвижимости. Многие граждане подавали иски в суды с требованием вернуть изъятую собственность. В тех случаях, когда надзорная инстанция оспорила решение судов первой инстанции, граждане подавали жалобы в Европейский суд по правам человека и выигрывали. Это объясняется тем, что для ЕС по правам человека достаточно признание человека собственником хотя бы в суде первой инстанции. В начале 2003 года был принят закон о возврате действительным собственникам имущества, реквизированного коммунистическими властями.